Суббота, 18.05.2024, 09:04

Сайт учителя технологии и изобразительного искусства

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей


    Главная » Статьи » Мои статьи

    Педагогический опыт-2012(Ульяновская область) часть 2

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: (Слайд№8) Вы их видите на экране.

     - изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

    - наблюдение;

    - опытно-экспериментальный метод;

    - сравнительный метод.

    Участниками педагогического эксперимента стали учащиеся экспериментального 5 «А» и контрольного  5 «Б» классов по изобразительному искусству; экспериментального 6 «Б» и контрольного 6 «А» классов по технологии МОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа № 4.

    Эксперимент начался в сентябре 2011 года. Сейчас исследование находится на завершающей стадии формирующего этапа эксперимента. Но уже можно констатировать результативность проведённой работы.

       Работа по развитию творческой активности учащихся ведётся на интегрированных уроках изобразительного искусства.

         Интегрированный урок, как показывает практика, повышает познавательный интерес школьников к предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся и развивает их творческую активность. Интегрированный урок – это живое творчество учителя и учащихся.

        В педагогической практике школы в основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.  Но не все темы можно и нужно объединять. Существует несколько видов интеграции: по направлениям, по способам, по методам, по уровням.

    Слайд №9 В основу разработанных мною интегрированных уроков положен интегративно-деятельностный подход.

         Реализация интегративно-деятельностного подхода предполагает то, что важным является не просто усвоение каждого норматива действия учебного предмета в единственном числе, а изучение и применение в учебной деятельности возможных и целесообразных вариантов нормативов действий в комплексе. Такая интеграция различных нормативов в учебной деятельности позволяет сформировать вариативные, гибкие структуры действительных умений, что является необходимым условием развития творческих способностей учащихся.

        Слайд №10.Пример: нормативные действия уроков рисования – владеть карандашом, кистью, уметь пользоваться красками, …; нормативные действия уроков информатики – уметь работать в Программе Paint (рисовать, стирать, раскрашивать), работа с интерактивной доской; на уроках технологии учащиеся должны научиться клеить, шить, мастерить, вырезать и т.д.

         Основной идеей моего опыта является вариативное объединение операционных действий разных предметов для создания творческого продукта. Этому способствовали разработанные мною специальные задания (Слайд№11) «Создание книжки-раскраски «Радуга», «Найти ошибки в книжке», «Составить и наклеить цветовой круг», «Расположение кухонного оборудования», «Найти пару».

      Для каждого такого задания я использую технологические карты.  Слайд №12. Они могут быть на несколько уровней сложности, чтобы ребята могли сами выбрать себе задание, или же с одинаковым уровнем сложности, но разными заданиями.

      Слайд №13. Например, при создании на уроке книжки-раскраски необходимо объединить следующие действия учащихся: раскрашивание на компьютере,  сборка книги, …. 

      Слайд №14. Задание «Интерьер кухни» подразумевает работу учащихся с интерактивной доской, потом зарисовку получившегося варианта кухни, ….  

    Слайд №15.   Задание «Создание чайного сервиза в стиле «Гжель» или «Хохлома» предполагает объединение таких действий как: изготовление предметов сервиза из глины или папье-маше, раскрашивание предметов, создание эскизов, создание страниц альбома с помощью компьютера, оформление альбома «Гжель».

          Слайд №16. Данный  тип  заданий  является  формой  реализации проектного метода. Данный метод  позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

           В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы.

    Слайд №17.  Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность. Чаще всего работа над проектом продолжается и после уроков, поэтому задействованными оказываются друзья, члены семьи школьников, что дает дополнительных импульс к дальнейшему эстетико-культурному развитию учеников. Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.

            Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на  уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся.

            Проблемные ситуации (Слайд №18 (1)) могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. (Например: Как грамотно построить пространственную композицию? Как сделать книжку-раскраску? Чем отличается русский национальный костюм от мордовского? Как правильно организовать рабочее пространство на кухне? и т. д.).

           На уроках изобразительного искусства с целью развития творческой активности учащихся использовались разные формы (Слайд №18(2, 3, 4, 5) организации учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. Как показывает практика, огромное значение для творческого развития детей имеют коллективные формы работы: коллективные обсуждения, создание коллективных панно, коллажей, проектов и т.д.

           Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.

           Так же оптимально позволяют сочетать индивидуальные и групповые формы работы компьютерные технологии. Слайд № 19. Они же дают богатейшие возможности включаться в творческий процесс по созданию творческого продукта. Компьютер позволяет изменять и обогащать содержание материала и способы деятельности.

           Слайд №20.     Опыт использования в педагогической практике заданий, направленных на развитие творческой активности показывает, что дети, активно реализующие себя в художественном творчестве, впоследствии успешно занимаются и другими видами творческой деятельности (поют, танцуют, участвуют в театрализованных представлениях).

           Мои ученики посещают кружки, являются активными участниками районных и областных выставок. ( Слайд №21. Слайд №22. диаграмма – сравнение участия экспериментального и контрольного класса) Творчество ребят высоко оценивается. Неоднократно занимали призовые места, награждались ценными подарками, грамотами. (Слайд 23) Так же ведётся ежегодная внеклассная работа по изобразительному искусству в школе: это наши школьные выставки; конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет.  (Слайд №24).

       Показателем результативности моей педагогической концепции может служить высокий уровень мотивации у учащихся к урокам  изобразительного искусства, их способность понять общечеловеческие ценности, выраженные в художественных произведениях, уровень художественной грамотности, степень эмоционального восприятия, желание реализовать свои потенциальные творческие способности в системе дополнительного образования.

      Слайд №25. Я являюсь руководителем школьной изостудии «Школа рисунка». В этом году я набрала пятиклассников. А это мой прошлый выпуск и наши общие награды муниципального и регионального уровня.

      Слайд №26. Это моя гордость, моя выпускница Шакирова Динара. Это ее грамоты. Сейчас Динара студентка Казанского Национального исследовательского технологического университета факультета «Дизайн и программная инженерия», кафедры «Дизайн». Динара успешно учится. Вот ее настоящие работы: Слайд № 27. Слайд №28.

    Наверное нельзя научить активности, особенно творческой, детей если не активна сама. Я стараюсь участвовать во многих конкурсах и фестивалях, открываю свои авторские выставки. Слайд № 29. Слайд №30.  В 2010 году стала победителем областной выставки работников образования «За гранью педагогического мастерства».

          Считаю, что проблема развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства не должна сужаться до задачи развития только художественных способностей, ибо лишь немногие найдут свое признание в художественном творчестве. Но получить свой первый полноценный творческий опыт благодаря интеграции нормативов действий нескольких предметов могут и должны все.

    Слайд № 31.

    Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я  - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…

    Слайд № 32. Спасибо за внимание!

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Titova (21.01.2017)
    Просмотров: 455 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz